ну как я могла пройти мимо такой статьи?
видимо, за что именно я любила Печорина в школьные годы чудесные. единственное сочинение, которое мне нравилось, было написано про него. наверное, сейчас бы я подумала, что это был плохой фанфик.

-... Печорин обладает чертами вампиризма, садизма, каннибализма, которые в конце века будут составлять атрибуты femme fatale.
-Оправданное многими параллелями сопоставление с “Мадемуазель Мопен” позволяет подумать о “Герое нашего времени” в свете связи с литературной традицией либертинства. [Т.Готье, -в список книг, которые надо найти...]
-что такое либертин, чем он отличается от денди....Эти две модели поведения часто сочетаются, тем не менее, они не совпадают. Снова и того, и другого — стремление к личной свободе. Говоря грубо, оба они, опираясь на те же принципы, реализуют их по-разному.
Первый принцип — удовольствия, удовлетворения желаний как цели жизни; но либертинство может быть коллективным, оргиастическим (пример: утопия Фурье); дендизм же только индивидуален, он воплощает эготизм (термин Стендаля)-нарциссизм — культ себя как цель жизни.
Второй принцип устанавливает эквивалентную взаимосвязь внешнего (одежда, жесты) и внутреннего (поведения-кода отличия). Но денди может и в лохмотьях сохранять изящество, сохраняя свое превосходство; либертин же не обязательно отмечает свое отличие вне любовной ситуации, и т.д. Наконец, третий принцип: свобода от светских условностей для утверждения себя; но денди самодостаточен: это обожествление индивида для самого себя, объективация себя, тогда как либертин не может обойтись, и не может утвердить себя вне отношений власти: он должен обладать другим, т.е. подчинить своей власти. Печорин проявляет черты то одной, то другой модели.

и т.д.

книжка про денди-практически моя энциклопедия. открываешь на любой странице и узнаешь что-то. и это прекрасно. благодаря ей нашлась "наоборот" (она же a rebours). и хотя не слишком увлекательно, дорианом греем на пару вечеров все-таки становишься.